Детонация. Причины её возникновения и последствия

Когда под капотом автомобиля слышен резкий металлический стук – это признак детонации. Важно отличать едва слышный и сдавленный стук от резкого, не очень приятного ушам, звука. Почему? В случае с легким стуком – это признак халатного обращения с двигателем при движении, а в случае с резким стуком – это признак детонации. В этой статье, мы подробно расскажем о том, что такое  детонация, о её причинах и последствиях

  • Что такое детонация?  

Детонация, как правило, сопровождается стуком и его принято называть микровзрывом. Теоретически, оптимальной скоростью горения топливовоздушной смеси в цилиндрах блока двигателя автомобиля, должна быть скорость не более 250 м/с.  При детонации внутри автомобиля, при высокой температуре и скорости, происходит неравномерное и несвоевременное ударное возгорание воздушно-топливной смеси, которое сопровождается характерным звонким металлическим стуком. Такое возгорание происходит не в области свечи и не от нее. И распространяется оно на поступающую порцию воздушно-топливной смеси. Зачастую возгорание происходит в дизельных движках. Однако, и для бензинового мотора зажигание паров бензина и воздуха явление нормальное. Стоит понимать, что движение на высокой передаче с низкой скоростью, является намеренным нанесением вреда двигателю машины. В этом случае детонация может привести к весьма печальным последствиям для двигателя, включая его поломку.  

  • Причины происхождения:

Одной из главных причин возникновения детонации является употребление некачественного, низкооктанового бензина или другого топлива. Однако, для топлива октановое число является прямым показателем качества, детонационной стойкости. К примеру, бензин марки АИ-92 имеет октановое число ниже, чем АИ-95 или АИ-98. Двигатели имеют высокую степень сжатия, которая служит одним из главных факторов образования детонации. Степень сжатия определяется объемом камеры сгорания. Однако, к двигателям с небольшой степенью сжатия прекрасно подойдёт низкооктановый бензин. Но этот же бензин при более высоком сжатии неизбежно потеряет свою детонационную стойкость. Т.е. горение такого бензина в цилиндрах будет опасным, так как это может привести к полному разрушению двигателя и мотора. Поэтому, прежде чем заправляться некачественным  топливом, лучше хорошо подумайте.

Следующей причиной детонации может послужить некачественность или неисправность автомобильных свечей, которые могут пропускать моменты зажигания. Развитию детонации может способствовать самопроизвольное воспламенение тепловоздушной смеси в то время, когда поршень движется в направлении верхней мертвой точки. Ещё одной причиной детонации может стать нагар в цилиндре. Образующийся нагар в поршне или цилиндре уменьшает объём камеры сгорания. Соответственно, степень сжатия увеличивается, и от этого топливо детонирует. Также уменьшается теплопроводность, что ведёт к перегреву. Соответственно, нагар, как плед, всё это окутывает и уменьшается теплоотдача. Также причиной детонации может послужить, неправильный монтаж, использование или ремонт двигателя и всей системы. В частности, когда снимают головку, ремонтируют двигатель, и камера сгорания имеет определённый объём —  некоторые производят стачивание какой-то части и уменьшают камеру сгорания. Либо в случае, если стояла паронитовая прокладка, ставят металлопакет, который тоньше, под него ещё фрезеруют и уменьшают, соответственно уменьшается камера сгорания, где в результате получаем детонацию. Ещё одной причиной могут послужить клапаны. Неправильная их регулировка или немного прогоревший клапан. Это ведёт к тому, что клапан имеет постоянную тепловую нагрузку. Соответственно, седло клапана имеет большую температуру, чем это положено, и от этого седло не успевает охладиться и медленно, но уверенно ведёт нас к детонации. Последствия могут быть самыми разными, вплоть до выхода из строя всего двигателя.

Последствия в «неправильном» сгорании топлива бывают следующие:

  • температура в цилиндрах резко повышается, что пагубно сказывается на свечах зажигания, клапанах и поршневых кольцах;
  • температура резко высокая может поспособствовать выгоранию масляной плёнки на цилиндрах, а это приводит к сильному износу цилиндропоршневой группы вплоть до залегания колец и появления задиров на стенках цилиндров;
  • любые ударные нагрузки крайне негативно сказываются на состоянии коленчатого вала, поршня, шатуна и всей автомобильной системы.
  • Читайте также: как подготовить шины к летнему сезону

Как избежать детонации и её негативных последствий

Для того, чтобы избежать последствий детонации рекомендуется придерживаться следующих правил:

  • Важно заправлять автомобиль качественным топливом на сертифицированных АЗС. Смотрите на октановое число;
  • Тщательно следите за элементами системы охлаждения, проверяйте уровень охлаждающей жидкости. Осматривайте, и в случае необходимости, производите очистку радиатора;
  • Следите за работоспособностью охлаждающего вентилятора. Это поможет избежать перегрева двигателя;
  • Очень важно отрегулировать угол опережения зажигания. А после регулировки зажигания рекомендовано осуществить пробный заезд, где необходимо разогнать автомобиль до 40 км/ч, затем резко нажать педаль акселератора. Если звуки под капотом не резкие, не долгие, значит угол можно считать отрегулированным, а если же наоборот, то процедуру стоит повторить.  
  • И последний, важный пункт – свечи и проводка в обязательном порядке должны быть чистыми и исправными.

Ведь, если знать, что такое детонация и осуществлять процедуры по ее предотвращению, тогда двигателю вашего автомобиля можно обеспечить долгую и продуктивную жизнь.